Краткая история рандоннерского движения в России
Часть 1. Французский клуб и мировые рандоннеры (АСР – LRM)
Бреветы в современном понимании появились 130 лет назад с проведением первой велогонки на большой дистанции – 1200 км «Париж-Брест-Париж» (ПБП). С целью поощрения развития велосипедного туризма на большие расстояния и популяризации велосипедных гонок на длинных дистанциях в 1904 году был создан Парижский клуб Audax Club Parisien, название которого происходит от слова Audace – смелость, дерзость, отвага.
Инициатором создания был редактор спортивного журнала «Авто-вело» Анри Дезгранж, который организовал в 1901 году второй ПБП, а в 1903 году основал Тур де Франс. Он был приверженцем командного спортивного стиля езды со средней скоростью группы 18 км/час. Однако, со временем эти неординарные испытания на выносливость велосипедистов стали привлекать все больше велотуристов, которые могли преодолевать такую дистанцию только в индивидуальном свободном темпе.
Между приверженцами этих двух тактических принципов движения произошел раскол — велосипедисты разделились на две категории. Одни гонщики преодолевали дистанцию группами примерно по 10 человек, — категория audax. Те же, кто был против ограничений, ехали в свободном темпе, — allure libre, — и их стали называть randonneurs.
На старте четвертого ПБП в1921 году любителей велотуристов становится больше, чем профессионалов. А в сентябре 1921 года АСР организует первый 200-т километровый бревет рандоннеров в свободном темпе с условием, что участники проходят дистанцию со средней скоростью не меньшей 14 км/час. Тем самым АСР начинает формировать принципы рандоннерского движения во Франции, доступного для каждого любителя велосипеда. В гонке Париж-Брест-Париж профессионалы последний раз участвовали в 1951 году.
С 1972 по 1983 год в течение трех сроков Президентом АСР становится Роберт Лепертель (Боб) – Месье Париж-Брест. Роберт и его супруга Сюзанна были организаторами семи знаковых мероприятий АСР Париж-Брест-Париж (1971, 1975, 1979, 1983, 1987, 1995 и 1999 год). В 1976-м году Боб создает Европейскую Ассоциацию рандоннеров, а в 1983-м – Всемирную Brevets Randonneurs Mondiaux (BRM ныне LRM – Les Randonneurs Mondiaux), функционирующую под эгидой ACP.
Часть 2. «Орион-Рандоннер» и экспериментальная серия бреветов
Роберт Лепертель активно занимается интернационализацией рандоннерского движения. Ознакомившись с моими заметками о российском велотуризме в журналах Французской и Бельгийской Федераций велотуризма, в 1993 году, он присылает письмо с персональным предложением организовать подобное движение в России.
Он хотел бы видеть Россию среди участников очередного Париж-Брест-Парижа, который в 1991-м году уже отметил свое 100-летие. С этого письма Боба, – нашего крестного отца, – и начинается история развития велоклуба «Орион-Рандоннер» и зарождение рандоннерского движения в России.
В августе 1993 года дюжина велотуристов Волгоградского велоклуба «Орион» решила испытать себя и свои велосипеды (обычные «туристы» и «туристы» на раме «старт-шоссе») на 300-километровой дистанции Волгоград – Быково – Камышин – Оленье. Преодолеть этот маршрут уже дважды пытались инициаторы «Камышинской кругосветки» и оба раза — тщетно. В числе первопроходцев были орионовцы со стажем: Валерий Комочков, Павел Протопопов, Игорь Румянцев, Сергей Парамонов, Галина Лившиц, Ольга Смирнова, Валерий Малякин, Влад Бондаренко, Владимир Медведев, Геннадий Конюшков, Валерий Городович, Руслан Осипов и др.
О временных лимитах речи не было. Проверялась принципиальная возможность буквально суточного пробега на дистанции, вдвое превышавшей дневные рекорды спортивных походов, тем более — на НАШИХ велосипедах и по НАШИМ дорогам.
На тот момент мы уже прекрасно понимали разительное отличие ИХ дорог и ИХ велосипедов от наших, — по своим европейским велопутешествиям 1991 года. Но эксперимент завершился удачно, — с дистанции сошел только один участник. После этого позитивного опыта было решено ответить Лепертелю, что коллектив участников налицо, а также — желание проверить себя без зачета на полной серии в следующем сезоне…
В 1994-м году на первую 200-ку по Правилам АСР вышли и прошли 9 членов велоклуба «Орион», включая его руководителей. На каждой последующей дистанции количество стартующих и финиширующих постепенно, что вполне естественно, уменьшалось. На дистанции 600 стартовало шестеро участников, на финише многочисленная команда поддержки аплодировала одному, самому юному участнику – 17-летнему Руслану Осипову. Эксперимент показал, что организация и прохождение бреветов вполне реальны в наших условиях, но необходимо работать над техникой, тактикой и физической подготовкой. В число других задач входило оповещение велотуристской общественности — о новом течении в велотуризме.
Часть 3. Распространение идеи и первый ПБП
В начале 90-х, в эпоху полного развала централизованной системы спортивного велотуризма, единственной формой распространения информации были публикации в газетах и личная переписка. В 1994-95 гг, после нескольких статей в газете Сергея Минделевича «Вольный ветер», появились первые отклики: от Михаила Гаврилова из велоклуба «Караван» — из Москвы и Петра Мисника — из Екатеринбурга.
Волгоградский велоклуб Орион-Рандоннер регистрируется в ACP и получает первый в России номер 511001. Свой календарь бреветов на 1995 год подает и Караван-марафон. Петр Мисник из Екатеринбурга прилетает в Волгоград на каждый из четырех квалификационных бреветов. На первом Слете новорожденного Туристско-спортивного союза России летом 1995 года обнародуется информация о предстоящем супервеломарафоне Париж-Брест-Париж и ее подхватывает корреспондент радио «Маяк». Процесс идет!
В августе 1995-го года российские велотуристы отправляются во Францию, чтобы принять участие в легендарном супербревете. На дистанцию 1200 км впервые выходят 9 человек из России: шесть участников из Волгограда и Волжского (Наталья Недосекина, Зинаида Чупрова, Дмитрий Пустовалов, Руслан Осипов / Орион-Рандоннер), включая Петра Мисника из Екатеринбурга (будущий Урал-марафон), и трое участников из Москвы (Андрей Кузнецов, Михаил Силаев, Сергей Труфанов / Караван). Ваш покорный слуга из-за весенней травмы отправился в качестве куратора в составе команды сопровождения на контрольных пунктах.
Пятеро рандоннеров из первой девятки завершили участие в зачете, а Руслан Осипов был отмечен как самый молодой участник ПБП-95.
С этого момента идея рандоннерского движения начинает распространяться по всей стране. Появляются ответственные за проведение бреветов в городах и регионах, регистрируются новые клубы, стремительно возрастает количество бреветов и участников.
В 2001 году создается «Общество российских велотуристов-марафонцев» (ОРВМ). На данный момент в его составе насчитывается четыре десятка действующих рандоннерских клубов в различных регионах страны.
Валерий Комочков, отредактировано Натальей Давыдовой
Публикация возможна с согласия авторов и с обязательным указанием на источник публикации, ОРВМ, 2021
- Октябрь 2024
- Август 2024
- Май 2024
- Март 2024
- Февраль 2024
- Январь 2024
- Декабрь 2023
- Ноябрь 2023
- Сентябрь 2023
- Июль 2023
- Январь 2023
- Декабрь 2022
- Октябрь 2022
- Сентябрь 2022
- Август 2022
- Июль 2022
- Июнь 2022
- Май 2022
- Апрель 2022
- Март 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Ноябрь 2021
- Сентябрь 2021
- Август 2021
- Март 2021
- Ноябрь 2020
- Март 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Октябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Январь 2019
- Декабрь 2018
- Октябрь 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Апрель 2017
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Август 2016
- Май 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015